Воздушный бой в Next War: Poland: впечатления и замечания
Тема современных конфликтов – очень привлекательная для любителей «хай-тека» благодаря огромному количеству систем, которые отсутствовали в предыдущих войнах, запутывающих обе стороны в сети проводов и радиолиний. Радиоэлектронная борьба, внутренняя сеть обмена информацией, и, конечно же, авионика и системы вооружения самолётов – всё это сложно объединить в одну игровую систему, и именно этим и привлекла меня серия Next War.
Непосредственно воздушный бой представлен практически отдельной фазой, во время которой, если кратко пересказывать правила, игрок с преимуществом в AWACS выбирает несколько сражений, которые хочет провести, после чего игроки чередуют право выбора, а тот игрок, у которого остаются «лишние» каунтеры авиационных частей может на выбор поддержать любые свои бои ещё одним каунтером. После выбора отдельных столкновений бои разрешаются в три этапа – в игре они не очень удачно названы “Long Range”, “Stand-Off” и “Dogfight”. Первый относится к тому, что называется в английском beyond visual range (BVR) combat – огонь ведётся ракетами с очень большой дальностью, как правило по наведению либо со стороны самолётов дальней разведки (ДРЛО/AWACS), либо с наземных радаров. В Next War: Poland таким свойством обладают каунтеры самолётов МиГ-31 (с Тёмной Стороны Силы) и F-22 и F-35 со стороны Джедаев. Второй этап – стрельба ракетами средней дальности, а третий – ближний воздушный бой с использованием как ракет, так и пушек. Масштаб каждого каунтера соответствует примерно 20-24 самолётам (эскадрилья по стандартам НАТО или 1,5-2 эскадрильи отечественных ВВС).
В субботу в клубе удалось разыграть полноценный воздушный бой из сценария 1.7.5 “Tactical Surprise”, который показал полный разгром европейских ВВС доблестными ВКС Империи Зла: как показано ниже, НАТО потеряло около сотни самолётов, а Россия всего лишь порядка десяти, не смотря на НАТОвское превосходство в AWACS.
После чего МиГ-31 смог перехватить американские бомбардировщики B-1, работа, для которой их и создавали! Впечатления от игры фантастические — град крылатых (и не очень) ракет бьёт по аэродромам, уничтожая самолёты на земле, выжившие стремительно поднимаются в воздух, где их уже поджидают русские «Сушки» и «МиГи», в то время как спецназ творит хаос на коммуникациях — настоящий Красный Шторм, только всё ещё сложнее, машин — больше, людей — меньше.
Но для начала, разберёмся подробно с представленными в этом самолётами. С обеих сторон в этом бою представлен МиГ-29, имеющий при этом одинаковые характеристики, у Польши помимо МиГов есть F-16, у Франции – Миражи и Рафали, остальное НАТО прислало свои Еврофайтеры Тайфуны, а Британия ещё и использовала Tornado. С российской и белорусской есть Су-27 и МиГ-31 и уже упомянутые «двадцатьдевятые». Как видно, все участвующие в этом бою самолёты оснащены ракетами средней дальности (одна звёзда у воздушной силы), а МиГ-31 так и вообще ракетами большой дальности (две звезды). Что же несут эти самолёты в реальности в качестве вооружения и чем оснащены?
Большинство самолётов НАТО (из представленных в игре: F-15C/E,
F-16, F-18, F-22, F-35, Eurofighter Typhoon) может быть оснащено ракетой средней дальности AIM-120C AMRAAM, которая ищет цель с помощью АРГСН – активной радиолокационной головкой самонаведения.
Это означает, что ракета имеет свой собственный радар и на определённом этапе полёта переключается на него и «наводит себя сама». Это позволяет обходиться без участия радара самолёта в наведении ракеты, однако только в относительной близости от самолёта противника, поскольку радар ракеты, очевидно, менее мощный нежели радар наводящего её самолёта. Это очень значительное тактическое преимущество по сравнению с ПАРГСН, полуактивной РГСН, которая вместо того, чтобы «видеть» отражения собственного радара, работает только на приём и «засекает» отражение от более мощного радара самолёта, что требует того, чтобы самолёт не отворачивал от направления на самолёт противника до самого попадания ракеты.
Исключительно такими ракетами средней дальности до последнего времени были вооружены российские ВВС, в лице модификаций ракеты Р-27, однако в последние несколько лет на вооружение и ракета с активным наведением, Р-77, и уже была замечена как в Сирии, так и на учениях, в том числе и с пусками. Однако Р-77 всё же несколько уступает AIM-120C по дальности, не говоря уже о том, что новые американские самолёты (F-22 и F-35) уже оснащают более «дальнобойными» AIM-120D, обладающими едва ли не вдвое большей дальностью поражения, что и позволяет этим самолётам в игре обладать свойством “Long Range”.
Советским ответом на американские ракеты большой дальности в своё время стала Р-33, оснащённая полуактивным наведением, которую несут уникальные по своим характеристикам перехватчики МиГ-31 (тоже в игре имеют «две звезды»). Эти самолёты имеют максимальную скорость из возможных, пусть и в ущерб маневренности, и предназначены были для перехвата американских бомбардировщиков во время охраны достаточно протяжённых советских границ. На смену Р-33 в 80-90е года пришла ракета Р-37, которая, по некоторым сведениям, имеет подобно AMRAAM активное наведение на финальном участке полёта, однако ни о количестве их, ни о характеристиках говорить трудно – до сих пор многое про МиГ-31 остаётся секретным.
Отдельно стоит отметить французские ВВС, которые имеют свою школу, и создали свою ракету с АРГСН – Meteor, которая также несколько превосходит по дальности Р-77, но при этом значительно моложе американской и советской/российской ракеты, что делает её некой «тёмной лошадкой» в плане её эффективности.
Как видно, в области ракет средней и большой дальности у ВВС России есть некоторые проблемы, которые усиливаются тем, что и радары, и вычислительные комплексы, стоящие на отечественных самолётах, всё ещё не совсем находятся на уровне с американскими, хотя и находятся примерно на уровне европейских.
Однако в ближнем бою ситуация была довольно долго зеркальная – ракеты с тепловым наведением Р-73 долгое время оставались лучшими в своём классе за счёт выдающихся рабочих перегрузок, позволяющих атаковать противника с большего количества положений, плюс возможность отечественных самолётов использовать инфракрасный канал наведения вместо радаров (большинство даже американских самолётов полагаются на собственный радар, либо на целеуказание от других самолётов), а аэродинамика наших машин до сих пор учитывает важную роль маневренного воздушного боя (тот самый “dogfight”). К сожалению, сейчас американцам удалось достичь того же высокого уровня с новой ракетой AIM-9 версии X, но по-прежнему доктрина американцев ставит вперёд атаки в режиме BVR в качестве основного приоритета.
В игре была сделана попытка объединить в один параметр атакующую силу самолётов, разделив по дальности стрельбы, однако, учитывая вышесказанное, это создаёт небольшой перекос в пользу российского игрока, поскольку, обладая высокими рейтингами атаки (вполне заслуженно), эта небольшая разница в качестве в пользу западных стран практически не реализуется. В реальности можно было бы предположить, что, пользуясь преимуществом в количестве ракет с активным наведением несколько большей дальности западные лётчики смогут в режиме «hit-and-run» наносить потери отечественным ВВС, покидая зону досягаемости.
С моей точки зрения перекос действительно небольшой. К счастью, в наше время не происходит столь сложных и крупных сражений, и судить о том, как сложится воздушное сражение в таких условиях сказать почти невозможно, а небольшая разница в характеристиках не всегда может быть использована — российская доктрина применения ВВС отличается западной и больше интегрирована с наземными ПВО, а если ещё добавить, что помимо «сырых» характеристик вооружения, им всегда управляют люди, то результат в реальности может отличаться сильно в любую сторону.
Характеристики фишек в целом кажутся довольно сбалансированными, особенно если учесть роль тех или иных самолётов на поле боя. Например,
F-15C имеет воздушную силу 5, а F-15E и даже F-35 — 4, хотя несут одинаковые ракеты? Но F-15C создан исключительно для завоевания превосходства в воздухе, а F-15E будет использован помимо этого для нанесения ударов по вражеским войскам, а F-35 не может быть в той же степени «загружен» оружием без потери невидимости. Аналогичную вещь можно увидеть и со стороны наших ВВС: Су-27 последних «апгрейдов» вполне может быть оппонентом
F-15C (поэтому в игре они и равны), а вот МиГ-29, хоть и тоже способен нести Р-77, но он более лёгкого класса, с меньшей нагрузкой, соответственно и рейтинг поменьше. Единственное изменение, которое мне кажется желательным — изменение силы польских МиГ-29 (которые не получали Р-77, а остаются со старыми полуактивными Р-27) с 4 на 3, ведь помимо ракет разница между экспортными советскими МиГ-29А польских ВВС и новыми российскими МиГ-29СМТ весьма и весьма значительная разница по начинке.
Поэтому лично я склонен считать механику воздушных сражений в Next War весьма и весьма хорошей, хоть, как человеку, работающему в аэрокосмической индустрии, мне всегда хотелось бы более детальной механики.
Страница игры на сайте нашего магазина:
http://prowargames.ru/games/next_war_poland.php.
3 thoughts on “Воздушный бой в Next War: Poland: впечатления и замечания”
Спасибо за отчёт! А как в игре реализовано преимущество НАТОвцев в АВАКСах? Или считается что у нас достаточно самолётов наведения? А, увидел в отчёте «не смотря на преимущество в АВАКСах». Вдвойне странно как удалось разгромить их при АМRAAM’ах).
Самолёты системы AWACS реализованы в игре в виде трэка, на котором отмечается превосходство той или иной стороны, что добавляет ей положительный модификатор в воздушном бою. Соответственно, в игре отмечается не столько количество таких самолётов, сколько разница в них между сторонами конфликта. А по поводу AMRAAMов — летящий на низкой высоте самолёт трудно обнаружить, и даже любой ракете трудно сбить. :)
Надо же, баланс завезли! А я думал система типа AWACS/AMRAAM/F14 будет сносить самолеты гадких русских не входя в зону ответного огня). Хорошо!