Анализ боевой системы Wing Leader
На страницах блога insideGMT, Ли Бриммикомб-Вуд, автор многочисленных авиационных варгеймов, раскрывает некоторые тонкости математической модели будущего второго издания своей игры Wing Leader. Мы бы хотели поделиться с вами этими любопытнейшими материалами на русском языке.
Потери
В первой таблице мы рассмотрим возможные исходы воздушного боя между самыми распространенными участниками Битвы за Британию, Bf 109E-4 и Spitfire Mk.IA/Hurricane Mk.I. Их защита (Protection) 4 и огневая мощь (Firepower) 1 представляют характеристики типичные для самолётов начала войны
Поверхностный анализ таблицы потерь, в зависимости от разницы боевой скорости, говорит о том, что результаты симметричны, при нулевой разнице обе стороны теряют примерно «половину» самолёта, а средние потери отстающей по скорости стороны стремятся к одному самолёту. Особенно интересно взглянуть на соотношение «взаимного урона». При нулевой разнице в скоростях, обе стороны теряют самолёты в соотношении 1 к 1, но при разнице скорости +2, атакующий на один свой потерянный самолёт в среднем сбивает 2.5 вражеских самолёта.
Это говорит об огромном влиянии любого модификатора к скорости на исход боя. Bf 109E-4 и Spitfire Mk.IA равны в скоростном бою. Однако если ветеранская (+1) немецкая эскадрилья атакует с пикирования (+1) британскую эскадрилью, использующую «жесткую» доктрину, они получают теоретическое преимущество по сбитым самолётам 4 к 1.
В следующей таблице показано влияние защиты самолёта на результаты боя. Предположим, что огневая мощь самолётов с обеих сторон равна 1, защита атакующих самолётов равна 4, а защита обороняющихся — 4 (Р4) и 3 (Р3, например A6M2 Zero или Ki-43-Ic).
Из таблицы видно, что уменьшение защиты на единицу ведет к увеличению потерь и соотношения «взаимного урона» примерно на 30%. А потери — это фактически победные очки. Так что, если мы сравним бои Bf 109E-4 против Spitfire Mk.IA и F4F-3 Wildcat против A6M2 Zero, американская морская авиация будет набивать на 30% победных очков больше, чем их европейские «коллеги».
Заметьте, что уменьшение защиты истребителя на 1 примерно равнозначно увеличению огневой мощи на 1. Так что усиление огневой мощи на 1, к примеру, с F4F-3 до F4F-4, равнозначно ослаблению защиты цели на 1.
Мы рассмотрели влияние разницы в параметрах (скорость/маневренность) на исход боя. А теперь посмотрим на влияние модификаторов к броску кубика.
Обратите внимание на два значения, выделенных красным цветом. Очевидно, что модификатор +1 к броску кубика наносит больше потерь, чем увеличение разницы параметров на 1 колонку. Значения, выделенные зеленым цветом, показывают, что в «верхней» части боевой таблицы, модификатор к броску +1 равнозначен увеличению разницы параметров на 2 колонки. Это отличный стимул для того, чтобы всегда пытаться осуществить внезапную атаку (атаку со стороны солнца или атаку по цели, занятой преследованием другой цели, 13.4.1). Однако за исключением внезапной атаки, модификатор к броску кубика не влияет на бросок обороняющегося и не приводит к меньшим потерям со стороны атакующего. Отрицательные модификаторы, такие как -2 за лобовую атаку, сильнейшим образом влияют на вражеские потери.
Перехват бомбардировщиков
До сих пор мы рассматривали столкновения примерно равных истребителей. Атака бомбардировщиков — совсем другое дело:
- Обычно бомбардировщики обладают большей защитой и…
- гораздо меньшей огневой мощью.
В таблице 4 показано два варианта воздушных боя против бомбардировщиков. В первом, эскадрилья Spitfire Mk.II атакует He 111H-1 — типичное противостояние во время Битвы за Британию. Во втором — распространненое противоборство сильно вооруженного Fw 190A-8 против группы тяжелых бомбардировщиков B-17G (с дополнительным модификатором обороны +1) в1944 году. В обоих случаях проводится скоростная атака сзади (лобовые столкновения мы пока пропустим).
На лицо довольно любопытный контраст. В первом случае, бомбардировщики несут примерно 85% потерь от уровня, который понесли бы на их месте истребители. Однако атакующие несут гораздо меньшие потери — примерно 70% от уровня, который понесли бы в бою против истребителей. Естественно, против бомбардировщиков гораздо проще добиться хорошей разницы параметров и соотношения «взаимного урона» гораздо выше.
В противостоянии Фокке-Вульфов против Б-17 прослеживается совсем другая картина. Разница параметров будет примерно той же, что и в Битве за Британию, но гораздо более высокая огневая мощь атакующего сталкивается с более крепкой защитой и оборонительным потенциалом. В результате, «смертность» растёт с обеих сторон: количество сбитых бомбардировщиков вырастает на одну треть, а истребителей — практически в два раза.
Беглый взгляд на «добычу» победных очков говорит о том, что Спитфайры за каждое потерянное ПО сбивают бомбардировщиков примерно на 9.6 ПО, а Фокке-Вульфы за каждое потерянное ПО сбивают Б-17 примерно на 7.8 ПО.
Если мы рассмотрим лобовое столкновение, то картина несколько изменится. В Битве за Британию, потери бомбардировщиков упадут приблизительно вдвое, а истребители потеряют на две трети меньше (так что лобовые атаки имеют смысл с точки зрения соотношения «взаимного урона»). В лобовом столкновении 1944-го года совсем другая история — наполовину сокращаются потери обеих сторон (из-за модификатора обороны бомбардировщиков). Однако это проявляется только в том случае, когда немецкие истребители атакуют в лоб группы тяжелых бомбардировщиков (см. 13.5.5). В течение раннего периода войны, USAAF еще не использовали взаимную поддержку огнем тяжелых бомбардировщиков, более того B-17E и B-17F имели более слабую фронтальную защиту. Оба этих фактора дают истребителям возможность получить гораздо более приятные соотношения «взаимного урона», как и показано в таблице 5. В ней мы сравниваем лобовые атаки 1944-го года с лобовыми атаками 1943-го года (Fw 190A-4s с менее тяжелыми пушками против B-17F без взаимной огневой поддержки).
Потери обороняющейся стороны точно такие же, но разница в соотношении «взаимного урона» поражает и демонстрирует тактическую грамотность и техническое превосходство, достигнутые USAAF всего за один год войны. Исторически, пилоты Люфтваффе перестали практиковать лобовые атаки с сентября 1943-го года, под предлогом снижения класса пилотов.
Преимущество
Некоторые самолёты второго издания обзавелись новой характеристикой, названной в оригинале The Edge, которую на наш язык можно перевести, как «преимущество». Речь идет о преимущественно ранних самолётах, характеристики которых находятся на грани между различными поколениями истребителей. К примеру, Hurricane Mk. I не так хорош, как Spitfire Mk.II, но не так плох, как MS.406. Именно такие пограничные модели получат «преимущество».
Вернемся к таблице 1, и снабдим обороняющуюся сторону «преимуществом». Изменения результатов боя сведено в таблицу 6.
Что интересно, если атакующий уступает в разнице параметров, «преимущество» не дает особых плюсов, но когда атакующий доминирует по разнице параметров, «преимущество» может снизить соотношение «взаимного урона» на 20-30%, за счет нанесения большего количества потерь атакующему. Иными словами «преимущество» делает самолёты более опасными, особенно, если их загнали в угол.
Реактивные самолёты
Последним изменением во второй редакции станет переработанное правило высоких скоростей, которое недостаточно отображало поведение реактивных и ракетных самолётов. Мы упразднили старые модификаторы и ввели простое правило, согласно которому обе стороны делят количество попаданий в бою пополам. Поскольку количество попаданий округляется вверх, то потери в среднем уменьшаются меньше, чем в два раза.
Если предположить атаку высокоскоростного Me 262 против B-17G с разницей параметров +4, атака без «ополовинивания» попаданий нанесет бомбардировщикам в среднем 1.39 потерь при своих 0.19. С ополовиниванием атакующие нанесут 0.88 потери, а получат 0.14. Иными словами, это правило снижает потери от столкновения с высокоскоростными самолётами примерно на треть.