Неоправданный триумф

Неоправданный триумф

Плачьте, Грации, со мною,
С поколением людей,
Одаренных красотою:
Умер бедный воробей
Милой девушки моей.

Гай Валерий Катулл

Рад вас видеть снова, дорогие друзья! К сожалению, садиться за очередную партию так же часто как прежде у меня не получается, но тем ценнее становится каждое новое сыгранное сражение. А сегодня, представленная перед вами битва будет вдвойне особенной, так как это завершающий сценарий из модуля «Barbarian» для игры «SPQR». Не мытьем так катаньем я наконец осилил этот не самый толстый буклетик, и впереди у меня лежит еще неигранная коробка полного издания игры.

Итак, сегодня у нас сражение при Кремоне. 200 г. до Рождества Христова. Закончена Вторая Пуническая война. Римляне празднуют триумф и уже становятся важнейшей силой в Средиземноморье. Но вот галлы этого особенно не хотят понимать, и потому все еще норовят спуститься с альпийских предгорий в поисках наживы в североиталийских колониях Рима.

К тому же если среди вашей кельтской братии оказывается недобитый карфагенский генерал с большим опытом командования, то тут сам галльский бог велел наведаться к римлянам в гости.

Вот так, объединенная галльская армия нескольких племен под предводительством Гамилькара опустошила колонию Плаценция, а затем двинулась к городу Кремона, который не смогла взять штурмом и приступила к осаде. В это время претор провинции Фурий Пурпурион, ветеран Пунической войны, направил срочное донесение в Рим о вторжении варваров. Консульское войско оперативно выдвинулось в регион, а сам консул Гай Аврелий Котта отстал от основных сил. Поэтому командование на себя принял Пурпурион. Быстрым маршем римляне подошли к осажденной Кремоне, но атаковать галлов с наскоку не стали, тем самым дав им укрепиться в полевых лагерях.

Вид, так сказать, сбоку. Силы римлян растянуты, и при правильном командовании галлы могут использовать это себе на пользу.

Растянутые порядки легионов компенсируются достаточно большими возможностями для активации Пурпурионом самых разных отрядов в независимости от их принадлежности к типу войск, к тому же в сценарии отключена пресловутая доктрина использования триариев и они с самого начала боя могут действовать в атаке.

Пурпурион подтягивает силы для одного большого удара на левом фланге.
Гамилькар не сидит в обороне, и в свою очередь атакует на более слабом правом фланге римского войска
Трибун вовремя подтягивает порядки, организуя линию обороны…
Но не учитывает прятавшуюся в лесу кельтскую конницу, которая заходит в тыл триариям V легиона.
Видя опасность уничтожения одного из флангов, Пурпурион перегруппировывает часть войск для отражения тыловой атаки.
Сам же одним массивным ударом берет в тиски левый лагерь галлов, не дав им возможности для маневра.
Несмотря на дополнительные силы римлян, отряды Гамилькара одерживают вверх на этом участке битвы. Конница продолжает свой раш по римским тылам.
Здесь же галльские порядки буквально смяты с двух сторон , а кавалерия рассыпана по лесам.
Неразбериха боя в фишечном исполнении) Но в целом ясно, что на этом фланге у римлян шанса нет.

В этот момент боя Фортуна еще не склонилась ни в одну сторону. И у римлян и у галлов примерно равное количество потерь. Но как говорится, где бессильны боги, там помогут сценаристы, которые с легкой руки дали фору в 20 очков бегства римскому войску, и потому галлам очень сложно будет наверстать это преимущество.

К тому же, несколько удачных захватов хода дают возможность Пурпуриону доесть правый кельсткий лагерь практически целиком и разбить отряд их вождя.
Общий вид на конец боя. Победа римлян, но весьма призрачная.

Пурпурион одерживает вверх, но при условии, что бой надо было продолжать еще очков на тридцать , ситуация могла бы несколько измениться. Совершенно нетронутый арьергард кельтов, и вполне боеспособные отряды Гамилькара в римском тылу создают заметную угрозу для римлян.

Я бы на месте Пурпуриона продолжил бы атаку дальше и дошел бы до арьергарда, пытаясь и с ним разделаться наскоком, оставив легкие отряды велитов прикрывать свой тыл от Гамилькара. А как бы поступили бы вы? Пишите в комментариях)

Говорят, что после этой битвы Пурпурион посвятил храм на Тибре Вейовису — Юпитеру подземного мира. Вполне логично, видя количество римских солдат, которых он оставил под Кремоной навсегда.

А теперь давайте подведем некоторые общие итоги этой битвы и модуля в целом.

Прежде всего про сценарий. Сражение под Кремоной одно из самых интересных в модуле, прежде всего из-за шаткого положения обоих войск и простора для активации для игрока за римлян. Римский легион здесь предстает не как четко организованная военная машина, а как отряды профессиональных бойцов с высокими тактическими возможностями и выносливостью. К тому же, это один из немногих сценариев в модуле, где галлы действительно могут не хило надавать по римским шлемам. Советую его всем, и даже для ознакомления с модулем в целом.

Теперь пару слов о самом дополнении. Авторы «Barbarian» явно придерживались двух целей, первая, конечно, рассказать о том периоде, когда римское войско еще вполне себе могло получить на похлебку не только от своих местных латинских соседей, но и от голозадых лесных жителей, при чем на своей территории. А вторая цель сделать это как можно интереснее, чтобы игрок просто не соскучился в череде однотипных сражений стенка на стенку.

И это, я думаю, удалось создателям модуля не меньше. Собственно таких классических сражений здесь два из пяти. Это Тиферн, где мы только учимся использовать манипулярную тактику легиона против самнитов, и Сентин, но даже в нем авторы заложили такую фичу, как триумфальное приношение в жертву Публия Деция Муса, которое при правильном применении становится просто бомбой для галлов. К тому же несколько сценариев из модуля, а именно Теламон и тот же Сентин можно разыграть на троих или четверых человек, без проблем для геймплея.

«Barbarian» — это классное дополнение, которое не выглядит, как бесполезный придаток, это настоящий геймерский опыт, раскрывающий армию Республики с другой стороны. Спасибо вам за прочтение, и до скорых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *