Arquebus. Это просто праздник какой-то!

Arquebus. Это просто праздник какой-то!

Arquebus новейшая, четвертая по счету, коробка серии Men of Iron. Я не мог не купить игру, которая целиком посвящена сражениям французской армии в Италии в начале XVI века, одному из самых красочных периодов европейской истории. Мое отношение к военному делу этого периоду формировалось при чтении в детстве шедевра Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», проиллюстрированного гравюрами Доре, затем романов Дюма, а закрепилось по прочтении «Истории военного искусства…» Михневича, откуда я узнал о сражениях при Равенне и Черезоле. Сейчас мне уже не стыдно в этом признаться, но маленький я оценивал все достижения человеческой культуры, все памятники литературы и изобразительного искусства с точки зрения того, много ли там «про войну». Советский Союз, с его маниакальным желанием контролировать мысли и частную жизнь граждан, помещал «маленьких милитаристов» типа меня в удушающие рамки, которые заставляли нас наизусть учить рассказы Артура Конан Дойля о приключениях бригадира Жерара, или перечитывать «Повести Белкина» с целью извлечения подробностей о наполеоновской эпохе, а роман «Унесенные ветром» в наибольшей степени ценился из-за сравнительной оценки качеств командующих южанами в ходе кампании в Джорджии во время марша Шермана к морю.

В романах Дюма события Итальянских войн освещены скорее, как воспоминания о «подвигах отцов и дедов», Атос ёмко охарактеризовал ушедшую эпоху: «То было время гигантов. Мы все карлики в сравнении с теми людьми.» Именно из романов Дюма я узнал о Баярде (героический подвиг которого изображен на крышке коробки игры), о пленении короля Франциска I в битве при Павии, а из рассказа Атоса о своем прадеде Ангерране де Ля Фер о сражении при Мариньяно. Сравнить планы короля Пикрохола по завоеванию мира, с планами по завоеванию Италии французского короля Карла VIII, и вообще увязать страницы детского издания «Гаргантюа и Пантагрюэля» с реальной историей пришло мне в голову по прошествии многих лет после прочтения. То, что Рабле со знанием дела описывает боевой состав и организацию армий, сложности в логистическом обеспечении военных кампаний и особенности тактики войск современной ему эпохи не так уж и очевидно мальчику 10-12 лет, откуда бы ему вообще было бы узнать о реалиях военного дела XVI века в Москве конца ХХ века? А ведь Рабле (в моем случае еще и Гюстав Доре) описывает в том числе и военное дело эпохи «возрождения наук и искусств», которую в наши дни чаще всего называют Ренессансом. Эпоха великих открытий и свершений! В том числе, что для нас варгеймеров важнее всего, и в области военного искусства. Религиозные и социальные потрясения, лавинообразный рост интереса к великому наследию античности, а также «великая пороховая революция» наложили свой неизгладимый отпечаток на военное дело. Только в эту эпоху мы можем наблюдать рыцарей закованных в «максимиллиановские» доспехи, полагающихся на удар копья, сосуществующих на одном поле боя с:

  • конными арбалетчиками, ставшими привычными во времена Бургундских войн;
  • баталиями пикинеров, подобными хилиархиям или таксисам македонской фаланги;
  • роделерос, пехотинцами вооруженными щитом и все более утончающимся мечом, который вот-вот превратится в шпагу;
  • отрядами легкой кавалерии, играющими все более важную роль;
  • гладкоствольной артиллерией на колесных лафетах, которой предстоит просуществовать в практически неизменном виде следующие три с половиной века;
  • а также со все более и более многочисленными стрелками вооруженными… аркебузами!

Из этой эпохи и выкристаллизовалась та дихотомия пехоты с ее делением на пикинеров и мушкетеров, которая просуществовала до повсеместного распространения штыка в самом начале XVIII века. Очень символично в игре в сражении при Форново смотрится отряд шотландской гвардии французского короля, вооруженный длинными луками, как будто «привет» из предыдущей коробки серии Blood and Roses, посвященной сражениям Войны Алой и Белой розы.

Это фотография изначальной расстановки сражения при Чериньоле, которое мы с Алексеем Коломиным (огромное ему спасибо за партию) разыграли 3 февраля 2018 года. То был наш первый опыт, который мы надеемся закрепить в самое ближайшее время розыгрышем сражения при Форново. На фото видно, что это самое маленькое сражение, которое занимает одну восьмую часть стандартного печатного листа, рядом уместилась вдвое большая по размеру карта сражения при Бикокке, видны вспомогательные таблицы, фишки французских подкреплений (исторически они не успели принять участие в сражении) и отдельная фишка испанских арбалетчиков, которая выставляется на карту, если конные арбалетчики на правом фланге испанцев спешиваются.

Серия Men of Iron в свое время стала своеобразной капитуляцией, отказом ее автора Ричарда Берга от попыток «втиснуть» сражения Высокого и Позднего средневековья в рамки серии Great Battles of History (а такие попытки он активно предпринимал, свидетельством чему служит коробка Devil’s Horsemen и модуль Mamluk для нее). Плодом этого «пересмотра концепции» и стала серия игр Men of Iron, посвященная средневековым сражениям. В данный момент серия, помимо четырех коробок изданных компанией GMT Games, насчитывает также около полудюжины игр, опубликованных как в виде отдельных игр, так и в качестве вложения в журналы. В разговоре об Arquebus особый интерес, наверное, представляет игра Suleiman the Magnificent, посвященная сражению при Мохаче в 1526 году. Эта игра, выпущенная в 2004 году, стала, что любопытно, своеобразным «приквелом» для недавно вышедшей Arquebus, так как не только укладывается в хронологические рамки игры, но и впервые в серии демонстрирует включение стрелков (в том числе многочисленных аркебузиров с обеих сторон) в отряды обычной пехоты, что точно соответствует историческим реалиям того времени. Большинство армий начала XVI века были озабочены разработкой нового боевого порядка, дабы найти в боевом построении достойное место для все более многочисленных стрелков, вооруженных огнестрельным оружием, которые в силу технических особенностей ранних образцов ручного огнестрельного оружия были крайне уязвимы для атак кавалерии и не способны решать боевые задачи самостоятельно. Из-за этого мы впервые наблюдаем в коробках серии Men of Iron части пехоты «ближнего боя» с характеристиками стрелковых частей.

Важным (но необязательным) условием для удачной и захватывающей партии в игру Arquebus (первую такую всеобъемлющую игру, посвященную сражениям Итальянских войн) является наличие оппонента, который тоже прочел правила накануне. Мне с этим везет, в этот раз мне оппонировал Алексей Коломин, который не только прочел правила (что позволило нам почти избежать ошибок), но и, играя за французов, одержал заслуженную победу совершенно во французском стиле, поставив жирную точку, атакой жандармов, после чего испанцы решили, что «благоразумие, лишь иная форма храбрости», и отступили (в игре действует чудесное правило «непредопределенности», когда каждая из сторон, которая подвергается риску коллапса морали армии, регулярно тестируется). На фотографии также хорошо видно, что партию в эту игру можно вольготно вести даже на самом маленьком столе.

Arquebus превосходное название для игры! Ведь именно все более широкое распространение этого оружия, в более-менее неизменном виде просуществовавшего до середины XIX века в качестве основного оружия пехоты, и спровоцировало революцию в тактике. Хочу обратить внимание читателей на то, что стремительное распространение аркебузы, и как следствие увеличение доли стрелков в армиях рассматриваемого периода вызвано ни в коем случае не выдающейся эффективностью этого оружия, а его дешевизной и простотой в освоении. Впервые в истории человечества оказалось возможным вооружить и быстро обучить стрелков в количестве невиданном доселе. Аркебуза с точки зрения скорострельности, дальности действия, надежности и точности никак не могла составить конкуренцию длинному или составному луку или арбалету, но овладение этими видами очень сложного и дорогого оружия требовало длительных тренировок, в то время, как требовалось неизмеримо меньше времени, чтобы научить солдата сносно пользоваться аркебузой.

Сражение в самом разгаре. Я командовал испанцами, и, как видите, на своем левом фланге даже предпринял отчаянную контратаку. Рядом с маркером «штандарта» испанской армии видна испанская артиллерия, которая пытается переместиться на огневую позицию. Считается, что маневр артиллерии в этом сражении был первым подобным способом использования артиллерии в истории (имеется в виду, что перемещение и развертывание артиллерии оказало такое решительное влияние на результат сражения впервые). На правом же фланге испанцев французская пехота перешла через ров и вот-вот оттеснит противостоящих им испанских конных арбалетчиков и «гениторов» (испанская легкая кавалерия «мавританского» типа), прокладывая дорогу могучим французским жандармам.

Серией игр Men of Iron мы с вами обязаны Ричарду Бергу, разработчику игр с выдающимся послужным списком (ведущимся с 70-х годов ХХ века) и не менее выдающейся «игрографией». Многие из его дизайнерских решений оказались в свое время судьбоносными для хобби. Чего стоят изобретенные им механика Chit-Pull Activation, система командования в GBoH (перекочевавшая даже в совершенно морскую серию другого автора, Flying Colors Майка Нэйджела) и, скажем, система отдачи приказов разного уровня агрессивности корпусам впервые примененная мистером Бергом в игре Hastings, 1066 (а потом легшая в основу нескольких успешных серий игр, самая известная из которых Musket & Pike)?  Эта статья ни в коей мере не является биографией или панегириком Ричарду Бергу, но я не могу удержаться от того, чтобы напомнить всем нам, как много этот неуживчивый и временами вздорный человек, сделал для нашего хобби. В его защиту надо сказать, что он прожил долгую и не самую простую жизнь, полную невзгод и разочарований, но даже сейчас в преклонном возрасте не растерял ни оптимизма, ни жизнелюбия, ни энергии, ни творческой плодовитости. Также, надо отдать должное мистеру Бергу в том, что он всю свою карьеру разработчика игр (многие из его творений, вне всяких сомнений, заслуживают эпитетов «гениальные» и «эпохальные», хотя бы в рамках нашего хобби), также с честью нес «свет знания» американским варгеймерам, обращаясь к самым «неортодоксальным» для американской публики темам в диапазоне от истории Древнего востока до Восстания тайпинов (с «остановками» в эпохе Крестовых походов, на полях сражений Войны за Испанское наследство и Войны с зулусами в конце XIX века), очень часто являясь пионером, делая первую в истории игру на заданную тему. И если мне когда либо придет в голову писать статью, посвященную наследию какого-нибудь разработчика игр, то мистер Берг будет главным кандидатом в герои первой такой статьи (его имя я четверть века назад выучил одним из первых из имен геймдизайнеров).

Рассказывая о серии хотел бы обратить внимание читателей еще на один любопытный факт. Хронологически игра обращается к периоду, завершающему Средневековье и относящемуся к началу Нового времени. Буквально через двадцать лет во Франции начались Религиозные войны. Могу представить себе, перед каким выбором оказались создатели серии игр Avec Infini Regret, посвященной этому конфликту, когда принимали решении, отнести ли эти войны к условным «средним векам» или к условному «новому времени». Короче столкнулись с тем же выбором, что и Ричард Берг, который «затеял» новую серию, будучи неудовлетворен результатом применения Great Battle of History к средневековым сражениям. В конечном итоге выбор был сделан в пользу «нового времени» и модификации серии Musket & Pike для отображения сражений второй половины XVI века.

Эндшпиль! Чего только не происходило в нашем сражении! Было так захватывающе! Как видите испанскую контратакующую пехоту на левом фланге перебили. К французам подошла та кавалерия, что исторически не успела к сражению, и она, вместе с отрядом кавалерии изначально развернутым на карте уже переправилась en force на «испанский берег» рва и с тыла атакует испанскую пехоту на ее основных позициях, несгибаемые баталии швейцарцев ведут упорный бой, пытаясь взойти на вал испанских укреплений, испанская артиллерия «не успевает», дорогу ей заполонили бежавшие части, которые собираются вокруг «штандарта». Я, руководя испанцами, совершил несколько ошибок. Еще бы! Мне же пришлось руководить совершенно новыми родами войск. А если серьезно, то большинство сценариев сопровождается потрясающе интересными специальными правилами. В нашем сценарии действовало правило, отображающее действительно имевшее место происшествие, взрыв пороха на позициях испанской пехоты. Я будучи совершенно «зазомбирован» самой вероятностью такого события, не оценил, что его последствия могут оказать фатальное воздействие на ход сражение лишь в самом крайнем случае, и попытался обороняться, вообще не активируя пехоту, а реагирующий огонь «новомодного инновационного» оружия, аркебуз, оказался на 100% неэффективным (и это при 50% вероятности).

Завершая свою статью, расскажу с чем же предстоит столкнуться игроку при обращении к сражениям из коробки Arquebus. Как это обычно бывает с продукцией компании GMT Games внутри коробки «буйство красок», буклет сражений и красив и удобен, красота и количество игровых фишек, изображающих боевые части не знают себе равных. GMT Games решили «не экономить», набор фишек позволяет до мельчайших нюансов восстановить боевое расписание сторон для каждого конкретного сражения. В составе коробки фишки изображающие четыре армии (французскую, испанскую, венецианскую и швейцарскую), причем две из них (французская и испанская) будучи представлены в большинстве сражений (французы так вообще во всех) удостоились особой чести, их фишки просто «блещут» разнообразием. Уникальные пиктограммы изображающие бойцов (традиция для этой серии), будучи выполненными одним из самых замечательных художников в нашем хобби, Чарльзом Киблером, превосходно передают ощущения этой красочной, с точки зрения внешнего вида воинов, эпохи. Еще одним «забавным» моментом я бы назвал включение в состав игры фишек целой швейцарской армии, для ее отображения в сражении при Мариньяно. Безусловно баталии швейцарских пикинеров являются «визитной карточкой» эпохи, они присутствуют во многих сражениях, но в основном под знаменами Франции. Это же сражение является знаковым в истории этой «нейтральной» страны в том, что именно с поражения при Мариньяно и начался знаменитый швейцарский нейтралитет, закрепленный законодательно. Фишки превосходно смотрятся на превосходно выполненных графически с огромным вниманием к деталям картах полей сражений (самого разнообразного размера, от стандартного листа 17х22 дюйма, до четверти и одной восьмой части такового), нарисованных все тем же Чарльзом Киблером. Разнообразие же фишек позволяет с помощью Weapon System Matrix вести веселую игру в «камень-ножницы-бумага», где пикинеры превосходно держатся против кавалерии, но их «режут на куски» роделерос, которые беззащитны перед атаками конных латников, а надо всем этим вьется пороховой дым от стрельбы все увеличивающегося числа аркебузиров и огня полевой артиллерии. Благодаря уже упоминавшемуся буклету сценариев, в особенности приведенных в нем историческим справкам с описанием сражений и предшествовавшим им кампаниям, каждая партия превращается в настоящее историческое исследование или захватывающее приключение (зависит лишь от вашего настроения, чаще всего и то, и другое), вне зависимости от того, будете ли вы играть против оппонента или «соло». О ходе нашей же с Алексеем Коломиным партии (первой партии в эту игру для обоих), я надеюсь, некоторое представление вам дадут фотографии.

Великолепный номер роскошного журнала C3i Magazine #31 с игрой The Battle of Wakefield серии Men of Iron можно приобрести в нашем магазине: http://prowargames.ru/games/c3i_31_battle_of_wakefield.php.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *