Arquebus. Обзор правил

Arquebus. Обзор правил

Сегодня мы посмотрим на великолепную игру Ричарда Берга-  Arquebus. The battles for Northern Italy, 1495–1544 из серии Men of Iron. И начнем свое погружения в Итальянские войны XVI века. Прежде всего, советую прочитать статью опытного русского варгеймера — Игоря Лукьянова, где он в ярких красках описывает свое знакомоство с историей этого периода, а также рассказывает тернистый путь становления системы Men of Iron.

Arquebus. Это просто праздник какой-то! — И. Лукьянов

Маcштаб:

Гекс — 90–115 метров;

Отряд пехоты и пикинеров — 500–1000 и более человек;

Отряд легкой пехоты(аркебузиры, арбалетчики, лучники и т.д.) — 200–300 человек;

Жандармы (тяжелая кавалерия)- 150–200 человек;

Батарея — 4–6 орудий.

Лидеры:

Для того чтобы понять механику игры, рассмотрим характеристики лидеров и процесс передачи приказов.

Рейтинг активации необходим для продолжения хода инициативным игроком. Командный радиус — дистанция в гексах, на которой отряды активированной формации могут без ограничений двигаться/стрелять/атаковать. Очки движения- очки которые отряд тратит на перемещение по местности. Харизма — индивидуальный показатель, использующийся при проведении боя (в котором лично участвует лидер). Харизма отражает модификатор к броску кубика, тем самым увеличивая шансы отряда в бою.

Последовательность игры:

A. Фаза активации;

В. Фаза движения/стрельбы;

С. Фаза боя;

D. Фаза восстановления;

E. Фаза продолжения активации.

Процесс активации и передачи приказов:

Рассмотрим на примере Франции и Венецианской лиги. Существует два типа лидеров (Overall Commander — главнокомандующий (в т.ч. король), Battle Leaders — определенные командующие своих формаций, контингентов или баталий).

Начнем со свободной активации Венецианской лиги в фазу А. Игрок должен в свободную активацию использовать главнокомандующего Франческо Гонзаго и может:

1. Активировать всю армию (всех лидеров, находящихся в его командном радиусе), при такой активации отряды могут только двигаться и не приближаться к противнику ближе, чем на 4 гекса.

2. Активировать одного определенного лидера с его формацией (либо свою собственную с самим собой). Такая активация позволяет перейти к фазе В, отряды могут двигаться/стрелять/входить в соприкосновение с противником и к дальнейшей фазе С — атаковать.

3. Перейти вместо активации к фазе D, и собрать сбежавшие (Retired) отряды, либо пропустить ход.

 

Командующие Венецианской лиги и Франции

Игрок выбирает активацию лидера Фортебраччо, находящегося в командном радиусе главнокомандующего Гонзаго. Его формация совершила все позволенные процедуры описанные выше в п.2. После этого происходит переход к фазе E. Инициативный игрок Венецианской лиги может попытаться продолжить активацию. Игрок может попытаться выбрать активацию армии или выбирает любого своего лидера, кроме только что активированного (в данном случае это Фортебраччо), независимо от нахождения его в командном радиусе главнокомандующего, который будет пытаться продолжить активацию. Таким образом у игрока выбор между Гонзагой и Каяццо. Венецианский игрок решает совершить попытку продолжения активации лидером — Каяццо. Для этого нам понадобится рейтинг активации лидера указанный в красном прямоугольнике, у Каяццо данный рейтинг составляет — 4. В игре используется десятигранный кубик (значения от “0” до “9”). Для продолжения активации игрок должен совершить бросок кубика, который будет равен или ниже рейтинга активации лидера. Т.е., 0, 1, 2, 3, 4 –удовлетворяют условие. Поэтому шанс активации Каяццо составит 50%. В случае, если игрок не смог продолжить активацию (выбросил больше), французский игрок получает свободную активацию в фазу А.

Игрок выбросил 3, тем самым успешно продолжил свою активацию. Теперь Каяццо переходит к фазе (отряды могут двигаться/стрелять/входить в соприкосновение с противником и к дальнейшей фазе С — атаковать.

Успешно совершив все процедуры, Венецианский игрок может снова пытаться продолжить активацию. Так у игрока теперь есть выбор между Гонзагой и Фортебраччо. Помимо этого, игрок в этот раз получит отрицательный модификатор +1 к броску кубика, усложнив активацию. Если успешно активирует и в этот раз, то к следующей попытке продолжения модификатор составит уже +2. Он обнулится, как только случится попытка перехвата противником или игрок снова получит свободную активацию.

Однако у этой игры есть прекрасный фактор внезапности — перехваты инициативы (маркеры Seizure). Есть два вида маркеров перехвата:

  1. Оказывающие эффекты на отряды, они играются отдельно;
  2. Непосредственный перехват. На обратной стороне маркера указан диапазон успешного перехвата, к примеру от 0–7). По условия сценария каждый игрок получает определенное количество этих маркеров. Как это выглядит? Давайте посмотрим!

Вернемся к тому моменту когда после первой активации игроком Фортебраччо, игрок бросал кубик на активацию Каяццо. Французский игрок имея маркер перехвата, может сыграть его. Для этого он выбирает любого своего лидера (французский игрок решает выбрать маршала Ги) и использует диапазон на обратной стороне маркера. В этот раз на маркере от 0 до 6. Французский игрок бросает кубик и выбрасывает 4, успех! Инициатива перехвачена Ги. И теперь Ги начинает с фазы B. Если бы французский игрок провалил попытку перехвата, Венецианский игрок получил бы свободную активацию в фазу А (Кроме этого, обнулился бы отрицательный модификатор за продолжающиеся активации). Поэтому маркеры перехвата так опасны и могут полностью перевернуть игру в любую сторону.

Боевая система:

После того как мы с Вами рассмотрели процесс активации и отдачи приказов перейдем к основам боевой системы. Опустим многие детали и отдельные случаи из правил. Такие как кавалерийская атака, например, так как он имеет определенный перечень ограничений. Кавалерийская атака схожа с обычной атакой но по более “болезненной” для обороняющегося таблице.

Начнем со стрельбы. Общее правило при стрельбе, чем больше на кубике, тем эффективнее стрельба. Стрельба делится на 3 вида:

  1. Активная. В свою активацию инициативный игрок в фазу B может стрелять своим отрядом по выбранной цели.
  2. Ответная стрельба. Применима для отрядов предназначенных для стрельбы (арбалетчики, аркебузиры, лучники, и т.д.), кроме пехоты и пикинеров имеющих в своем составе стреляющие отряды (Такие отряды имеет в левом верхнем углу фишки аббревиатуру — CB Сrossbow). У венецианского игрока в составе пехоты есть арбалетчики, которые при стрельбе получат отрицательный модификатор -2, из-за своего численного состава, и по той же причине они не могут вести ответную стрельбу.
  3. Реагирующая стрельба. Могут проводить все отряды. Применима когда отряд противника входит в смежный фронтальный гекс отряда.

Теперь перейдем непосредственно к примеру. На данном этапе инициатива у французского игрока и все отряды находятся в командовании лидера. Фаза В.

Расположение войск

Игрок входит отрядом гасконских арбалетчиков в смежный гекс с противником, чем инициирует на себя реагирующий огонь венецианской пехоты.

Действия арбалетчиков

Для определения модификаторов к броску кубика применяется таблица дистанции стрельбы. Как мы видим в составе венецианской пехоты присутствуют арбалетчики. Арбалет, как оружие эффективен на дистанции в 1 гекс (смежный). Максимальная дистанция 2 гекса, на которой игрок получит сильный штраф к стрельбе. Итак, венецианский игрок получает модификатор +2 за эффективную дистанцию и -2 за ограниченное количество арбалетчиков в своем составе, таким образом итоговый модификатор 0.

Таблица дистанции стрельбы

После определения всех модификаторов применяется таблица результатов стрельбы. Т.к. цель пешая и ее состояние нормальное, применяется первая колонка. Венецианский игрок бросает кубик…2 + 0. Никакого эффекта! К тому же, венецианцы должны быть помечены маркером No Fire, отражающим невозможность более вести огонь, пока их формация не получит ход. Или при активной стрельбе в свой ход, до следующей активации. Опять же, это связано с размерами присутствия в пехоте и пикинерах.

Таблица результатов стрельбы

Гасконцы не понесли значимых потерь и теперь собираются провести активную стрельбу. Модификатор за дистанцию +2, однако за численность 0, т.к. это достаточно крупное отдельное формирование арбалетчиков. Игрок выбрасывает 4 + 2 = 6. Гасконцы заставили венецианский отряд потерять строй (Disordered). Такие отряды имеют множество штрафов и особенно уязвимы в обороне. Однако, такой статус можно снять, если при активации формации игрок не совершает никаких действий этим отрядом, и отряд не находится в смежном гексе с противником.

Далее французский игрок двигает своих швейцарских пикинеров. Второй отряд венецианских пехотинцев еще способен стрелять и стреляет по крайнему отряду пикинеров…9! и учитывая модификатор -2 в таблицу идет итог 7, потеря строя швейцарцами!

Теперь французский игрок обьявяляет атаки швейцарскими пикинерами. При объявлении атаки необходимо атаковать все вражеские отряды, находящиеся во в фронтальных гексах, кроме случаев, когда этот вражеский отряд объявлен атакованным союзным отрядом. Как видим, в таком случае каждый отряд пикинеров атакует свою цель. Если бы растроенный отряд швейцарцев не атаковал, другому пришлось бы атаковать оба отряда, радикально усложнив жизнь атакующему отряду.

Объявление атак

Завершение боя:

Общее правило при проведении атак, чем больше на кубике, тем эффективнее атака. Рассмотрим как складываются модификаторы при атаке:

1. Численное преимущество(если 2 отряда атакуют 1, модификатор будет + 1 (если 3 атакуют 1, то +2 и т.д.), если 1 отряд атакует 2, то модификатор -1);

2. Позиционное преимущество (модификатор +2 за атаку во фланг, +3 за тыл, + 4 за любые 2 стороны (к примеру фронт и фланг). А также штрафы местности;

3. Модификатор отряда в обороне (расположен в правом верхнем углу отряда. У данных венецианских отрядов он -1)

4. Присутствие лидера (за участие лидера в бою +/- харизма в зависимости от атака или обороны);

5. Модификатор матрицы вооружения;

6. Статус атакующего (если отряд расстроен, то при атаке получает модификатор -2);

7. Если обороняющийся бежит (Retired), то модификатор +2.

8. Продолжающаяся атака (Если в результате боя, атакующий обязан продолжать атаковать, то будет продолжать атаковать с модификатором -1, -2, -3 и т.д., где каждая предшествующая атака за эту активацию увеличивает модификатор на -1 (измотанность).

Матрица вооружения представлена в виде модификатора отражающего преимущество вооружения атакующего над обороняющимся. Так тяжелая кавалерия в виде жандармов (Man-at-arms) при атаке на легкую пехоту и легкую кавалерию получает серьезный положительный модификатор. Однако уязвима перед пикинерами, которые в свою очередь недостаточно хороши в сражениях с пехотой.

Матрица вооружения

Начнем атаки слева направо. Подсчитаем модификаторы: Из всех перечисленных: -1 за оборону отряда и -2 за расстройство атакующего. В матрице вооружений пикинеры получают модификатор -1. Итого -4.

Французский игрок бросает кубик…7! 7–4 = 3. В таблице результатов боя используется первая колонка, так как обороняющийся в нормальном состоянии. 3 означает, что атакующий должен расстроиться и будет вовлечен в битву (Engaged). Так как отряд уже расстроен, повторного эффекта не происходит, а маркер вовлеченности означает, что в последующие ходы любая активированная формация, которая имеет в своем составе вовлеченные в бои отряды должна будет проводить дальнейший бой этими отрядами (т.е., бой продолжается).

Таблица результатов боя

Второй отряд пикинеров: за оборону венецианского отряда и -1 и в матрице вооружений пикинеры получают модификатор -1. Итого -2. Французский игрок бросает кубик…9! 9–2 = 7, по второй колонке, означает, что обороняющийся бежит, а атакующий, если не расстроен займет его гекс и сможет повернуть на 1 сторону. Бегущие отряды помещаются возле флага выставленного на карте (место сбора у каждого игрока) и остаются там, пока активный игрок в фазу A (свободной активации) не выберет фазу D (восстановления), только после этого эти отряды можно будет снова использовать.

Завершение сражения

Условия победы:

В связи с тем, что в Аркебузе нет классической системы поочередности ходов, фаза проверки подсчета очков здесь выглядит следующим образом:

  1. Сценарием установлен уровень очков отступления при котором игрок получит поражение. Так за уничтоженные (Eliminated) отряд пехоты, пикинеров, лидеров- дается 5 очков. За жандармов и аркебузиров по 3 очка и далее по нисходящей.
  2. Подсчет очков проводится в конце каждой фазы свободной активации путем суммирования текущего уровня + результат броска кубика.

В дальнейшем нас ждут сражения Итальянских войн, в которых мы посмотрим на более детальные аспекты правил и насладимся колоритом и размахом европейских баталий!

 

 

2 thoughts on “Arquebus. Обзор правил

  1. Привет! Спасибо, Артем. Отличное дополнение к красочной статье Игоря! То, что надо.
    «Как мы видим в составе венецианской пехоты присутствуют арбалетчики. » — на картинке на фишках венецианцев «SB», не «СВ». Это не арбалетчики… опечатка на фишке?
    Буду признателен, если кто-нибудь посоветует книжку по этой эпохе (в смысле — Рабле, Дюма и Конан-Дойля я тоже очень люблю).

    1. Александр, здравствуйте! Спасибо за комментарии. Постараюсь в скором времени добавить в статью обзор показателей отряда.
      По сути вопроса:
      Давайте взглянем на таблицу «Обьявление атак». У отрядов, существует два буквенных сокращения на фишках. Справа, это именно тип пехоты SB (sword&buckler), PK (pike) и т.д., а сверху фишки обозначается наличие стрелков в этом отряде. CB (crossbow), AQ (arquebus), если же там отсутствует обозначение (как у данных швейцарских пикинеров), то стрелков в составе отряда нету. Венецианцы SB и имеют в своем составе CB.

Добавить комментарий для Alexander Barinov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *