Ukraine ’43 образцовая игра оперативного масштаба
Ukraine ’43, являясь типичным представителем целого семейства аналогичных игр Марка Симонича, превосходно справляется с задачей поместить современного образованного любителя военной истории, каковыми являются большинство наших собратьев по хобби, в «сапоги генералов» того времени. Впервые мне довелось сыграть в нее, еще когда она была издана впервые, 17 лет назад. Тогда игра мне очень понравилась и мне удалось провести целую серию партий с сильнейшими игроками Москвы. Переиздание игры в 2015 году дало мне возможность не только вспомнить полюбившуюся уже очень давно игру, но и по-новому взглянуть на нее, благодаря огромному опыту игр в лучшую, на мой взгляд, серию оперативных игр Operational Combat Series (OCS), полученному в последние годы, и возвращению к играм серии East Front Series (EFS), с которыми я знаком с момента издания игры Typhoon в 1995 году.
В силу того, что оперативные игры моделируют собственно операции, большая их часть хронологически посвящена событиям Второй мировой войны. И это не из-за того, что до нее в военной истории не было операций, просто в силу масштабов боевых действий в предшествующий период человеческой истории не было необходимости в создании нового раздела военной теории. Сейчас к операциям относят события многих кампаний XVII-XIX в.в., и даже более ранних конфликтов, характеризующихся большой численностью участвовавших в них войск и высокой степенью развития военного дела обеих сторон (например, некоторые кампании Второй пунической войны).
Операции Второй мировой войны в буквальном смысле являются одной из «дойных» коров издателей военных игр, так как именно в этой войне операции в массовом сознании вытеснили сражения предыдущих эпох с роли знаковых событий войны. Вытеснили по совершенно объективным причинам, ведь при описании конфликтов и деятели киноиндустрии, и полководцы в своих мемуарах вынуждены были обращаться к событиям, названия которых прочно поселились в головах большей части населения планеты, благодаря газетным статьям, сводкам верховного командования и устным рассказам участников. Сталинградская битва, сражение на «Выступе», высадка в Нормандии, Эль-Аламейн, уничтожение группы армии «Центр» — все это операции.
Игра Ukraine ’43 посвящена осенней кампании 1943 года на Украине, в рамках которой расположились исторические события, последовавшие за окончанием Курской битвы на южном фасе выступа и вплоть до образования прочных советских плацдармов на западном берегу Днепра. Тема эта, как мне кажется, оказалась в тени предшествовавших кампании и последовавших событий. Вот так вот сходу, я и не могу вспомнить игру на ту же тему. Понятно что эти события часто находят отражения в стратегических играх, посвященных боевым действиям на всем Европейскому ТВД или на Восточном фронте, так как расстановка на момента начала немецкого летнего наступления в 1943 году, на момент одного из «поворотных моментов» войны, является любимой, или даже, обязательной, при создании сценариев подобных игр. Марк Симонич решил восполнить этот пробел и сделал это с блеском.
В игре игроки столкнутся с теми же проблемами при принятии решений, что и исторические военачальники, в роли которых предстоит выступать игрокам. События кампании происходят на идеальной для механизированных соединений местности, изобилующей путями подвоза, а обе стороны в достатке располагают подвижными соединениями, чтобы использовать этот факт, что сделало кампанию, и, следовательно, делает игру чрезвычайно динамичной и непредсказуемой. Кампания, драматичный ход которой нашел яркое отражение в воспоминаниях фельдмаршала Манштейна, а следовательно и игра, ставит перед игроками интереснейшие задачи: сражаться на удерживаемых рубежах или отступить; если отступать, то когда отступить; продолжать атаковать или подождать артиллерии; запустить бронетанковые части в прорыв с риском оторваться от частей снабжения; использовать ли советский воздушно-десантный корпус; а если использовать, то когда? Правильные ответы на все эти вопросы, по моему глубокому убеждению, можно начать получать только после нескольких сыгранных партий. Ни внимательное многократное прочтение правил, ни штудирование книг, описывающих исторический ход кампании, не дадут вам того, что Суворов называл «глазомером».
Любопытно, что автору, знаменитому Марку Симоничу, удалось сделать игру, используя инструменты моделирования, доступные дизайнерам игр практически с самого начала хобби. Не пытаясь пересказывать своим словами правила, перечислю основные:
- «липкие» вражеские зоны контроля, незамысловатая последовательность игры (IGo-YouGo);
- прослеживаемая линия снабжения;
- Таблица результатов боя в виде столбцов соотношений силы атак к силе обороны с шестью возможными результатами атаки для каждого столбца;
- результаты войны в воздухе в виде получаемых согласно Таблице погоды фишек авиационной поддержки, которые можно использовать для благоприятного сдвига по Таблице результатов боя;
- бонус при использовании бронетанковых частей на чистой местности в виде благоприятного сдвига по той же таблице и т.д.
Ни дать, ни взять новая инкарнация нетленной классики Panzergruppe Guderian и Leningrad! Но, нет! Все дело в «тонких настройках»! В результате все новейшие достижения в области создания игр оказываются органично включены в Ukraine ’43, и игра ни в чем, кроме подробности не уступает признанным лидерам. И здесь не обойдусь без перечисления (в скобочках я вставлю примечания о том, каким образом то или иное явление реализовано в OCS или EFS):
- правила зон контроля дополнены традиционным для игр «оперативной серии Марка Симонича» правилом ZoC Bond’ов («Связок ЗК»), которое не позволяет противнику «просачиваться» сквозь боевые порядки противника (в игре можно ходить прямо из ЗК в ЗК), а также правилом о выходе из вражеской ЗК в ходе Фазы боя (в OCS «проникаемые» ЗК игроки вынуждены «затыкать» за счет физического занятия каждого гексагона, что достаточно несложно сделать в виду наличия отдельных фишек дивизий, против сдвоенных фишек советских дивизий в Ukraine ’43, и выделяемых из немецких дивизий полков, а второе упомянутое правило подобно правилу Breakout в OCS);
- линия снабжения прослеживается в «очках движения снабжения» от фишки к источнику снабжения или к железной дороге с нужной колеей, ведущей к источнику снабжения, и может быть продлена за счет использования фишек Emergency Supply (прямая аллюзия с прослеживанием снабжения OCS и использованием там Supply Dump’ов).
- в Ukraine ’43 в общей сумме существует девять различных результатов боя, сопровождаемых правилом об Упорной обороне, а преследование после боя почти всегда осуществляется по «свободному маршруту» (распределение этих результатов в таблице позволяет отразить и результат прорыва подвижных частей в OCS, и отдельную Фазу движения механизированных частей в EFS, и возможность «менять» отступление на лишние потери, что используется в обоих «старших» сериях).
- правило об использовании советской стороной ресурсов для снабжения вырвавшихся вперед подвижных частей, или оказавшихся в окружении частей, и обеспечения действий артиллерийского резерва из одного общего источника имеет прямую аналогию с используемыми в сериях компаний MMP и GMT Games правил о трате очков снабжения для снабжения атак, артиллерийского обстрела и возвращения боеспособности частям, лишившихся запаса боеприпасов (Low/Exhausted Internal Stock в OCS).
- Марк Симонич даже успешно ввел «качество» войск (AR в OCS), наградив элитные немецкие части положительным сдвигом, а охранные отрицательным, и введение двух лишних градаций качества задействованных войск (Elite и Green) кажется вполне обоснованным в этом масштабе.
Пожалуй, пришло время подвести итог моим впечатлениям от второго издания игры Ukraine ’43. Я рекомендую эту игру «и молодым, и старым». Ветераны, которые любят «серьезные и сложные» игры, будут удивлены тем, насколько Ukraine ’43 отвечает этим критериям, несмотря на кажущуюся простоту правил. Новичкам же хочется рекомендовать эту игру, как вводную, которая может облегчить их дальнейшее знакомство с играми этого масштаба, а также с высокой степенью вероятность войти в число их любимых игр на долгие годы. Не удержусь, чтобы поделиться с новичками собственным опытом взаимодействия с новыми играми:
- читайте правила, активно пользуясь остальными компонентами игры, играйте соло, расстелите карту, расставляйте фишки, как в примерах, приведенных в буклете, это не сделает вас асом, но обеспечит огромное «конкурентное преимущество»;
- попытайтесь применить на практике все, что вы узнали из исторических книг в игре, иными словами, чтобы быть похожим на полководца, для начала ведите себя, как вам кажется вели себя исторические генералы (думайте о войсках, а не о фишках, ведите учет потерь, делайте записи при планировании, если считаете, что это вам поможет, не пытайтесь произвести впечатление на противника быстротой принятия решений);
- будьте педантами, следуя последовательности игры, это и увеличит ваши шансы на победу, и поспособствует запоминанию правил, позволит впоследствии «сражаться не с правилами игры, а с противником за игровым столом».
Эти простые советы позволят вам выглядеть достойно при встрече с более сильным оппонентом и дадут вам огромные преимущество при игре с игроком того же класса. Удачи вам, и не забывайте, что близкое знакомство с игрой Ukraine ’43 может послужить для вас стимулом и сделает «легким и непринужденным» процесс знакомства с другими интереснейшими оперативными играми Марка Симонича.
Страница игры на сайте нашего магазина: http://prowargames.ru/games/ukraine_43.php
One thought on “Ukraine ’43 образцовая игра оперативного масштаба”
Игорь, спасибо за прекрасный разбор игры. Я хотел бы дополнить описание похвалой в адрес графики и вообще технического исполнения «коробки». Приятно в руки взять- раз. Глаз радует — два. Вроде без особых изысков, но удивительно гармонично и красиво и понятно (!) смотрятся и карта и фишки и маркеры. Правила также логичные простые и понятны. «Юзабилити» или «интерфейс» игры — на высочайшем уровне.
По содержанию игры-операции — проиграв раз, хочется сыграть еще. Выиграв раз. я думаю, хочется попробовать выиграть еще красивее :-)