Blue Cross, White Ensign. Хиосское сражение, итоги
Я играю в игры серии Flying Colors компании GMT Games с момента выхода первой коробки в 2005 году, игры с названием, использованным для обозначения всей серии, и посвященной в основном эпохальному противостоянию флотов Великобритании и Франции в конце XVIII — начале XIX веков. В свое время я даже был увлечен идеей самостоятельно сделать сценарий или сценарии сражений русского корабельного флота. К счастью для всех русских любителей военной истории, автор серии тоже очень сильно любит нашу военную историю. И это понятно. Как можно не любить ее? Практически ни одной «приличной» войны, начиная с XVII века, не обошлось без нашего участия. Третьей коробкой серии стала игра Blue Cross, White Ensign, посвященная сражениям русского флота в его «золотую» эпоху, эпоху царствования императрицы Екатерины II. Название-то у игры, какое красивое! «Синий крест на белом флаге»!
Буквально вчера мне удалось за один присест сыграть в совершенно замечательный сценарий из этой игры. Это достижение стало возможным благодаря моему оппоненту, Леониду Бурлакову, который проявил самые лучшие черты новичка, о которых можно только мечтать. Он не только прочел правила накануне сражения, что позволило ему очень быстро начать осмысленную игру и в сто раз облегчило мне объяснение сложных моментов кораблевождения, но также провел всю игру в «деловом» темпе, делая свои ходы быстро и эффективно, заряжая энергией и меня. Около пяти часов заняла у нас полная партия по розыгрышу Хиосского сражения, первого сражения из той части сценариев, что посвящена сражениям русского флота в Черном и Средиземном морях.
Дальше я намереваюсь разместить несколько фотографий в хронологическом порядке, которые подведут нас к «главному» фото, ради которого я и делаю эту запись. Вы сможете оценить все преимущества, введенной автором этой игры Майком Нэйджелом системы учета состояния кораблей посредством многочисленных маркеров. На мой взгляд, способ этот при должной организации и толике здорового педантизма отлично работает (хотя для «эстетствующих отщепенцев», которые считаю, что маркеры портят вид морских волн, предусмотрены и несколько альтернативных способов учета состояния кораблей).
Далее размещены снимки, сделанные по завершении сражения. Сражение завершилось очень «исторично», а может быть и лучше для русских. Русские одержали «обычную» (в терминах игры) победу, потеряв один свой линейный корабль, но захватив при этом один турецкий! Вообще, должен заметить, так как очень много лет не играл в игры серии, и лишь сейчас на практике ознакомился с последней редакцией правил, что мистер Нэйджел продела совершенно сногсшибательную работу по улучшению организации правил, а изменения, внесенные им в таблицы эффективности орудийного огня и правила абордажа заслуживают высочайших похвал. На мой взгляд, серия и без того бывшая очень исторически достоверной, поднялась на новую высоту.
А вот и снимок, ради которого «все затевалось». Его я снабжу чуть более подробными комментариями.
- В гексагоне 3120 для вашего удобства располагается маркер ветра. Это направление наиболее благоприятствует (дает «в базе» 5 очков движения) кораблям располагающимся на снимке горизонтально, как например, русский линкор «Саратов» (в гексагонах 3225-3124) с минимальными повреждениями корпуса (маркер повреждений корпуса номиналом «1» на штирборте).
- Проследуем ближе к берегу. Линкор «Святослав» флагман командира русского арьергарда Эльфинстона (3522-3422) успешно сцепился с турецким линкором «Мескен-и бахри» (3622-3521), который, лишившись мачт (маркер Dismasted там, где у многих других кораблей располагается маркер повреждений такелажа), спустил флаг в предыдущий ход (маркер Struck на корме). Захват вражеского линкора — огромный успех русских моряков.
- С левого борта от захваченного «Мескен-и бахри» виден русский флагман, линкор с необычным для современного уха названием «Трёх Иерархов» (3721-3621). «Трёх Иерархов» первым без успеха пытался захватить обездвиженный турецкий корабль. О том факте, что корабль побывал в «пекле» нам говорит то, что он почти лишился мачт (маркер повреждений такелажа номиналом «12»), а русский главнокомандующий Алексей Орлов — ранен (фишка адмирала располагается стороной с буквой W вверх). Максимальное число повреждений такелажа, которое может «пережить» парусное вооружение корабля — 14, 15-е попадание означает помещение маркера Dismasted, корабль с таким маркером может только беспомощно дрейфовать.
- Именно такая судьба постигла корабль, флагман адмирала Спиридова, «Св. Евстафий Плакида» (4119-4020). Но! Сообразительный Леонид вовремя вспомнил, что глубина в этом сценарии позволяет бросать якорь (роскошь невиданная в сражениях в «дальних морях»). Даже будучи поврежденным и лишившимся мачт, стоя на якоре под командование адмирала с рейтингами «6/2» (радиус командования/командирские качества), «Св. Евстафий» представляет собой грозную силу.
- «Св. Евстафий» стоит на якоре рядом с несчастной «Европой» (4419-4319), затонувшей (маркер Awash), несмотря на все усилия своей команды. В играх серии Flying Colors корабль, получивший число повреждений корпуса равное его Damage Capacity (цифра справа у носа корабля) на «поврежденной» стороне, не тонет автоматически, а получает маркер «Уязвим» (Vulnerable), наличие которого заставляет игроков бросать кубик каждый ход, чтобы выяснить, держится ли корабль на плаву. В нашей игре «Европе» удавалось некоторое время держаться.
- Турецкий корабль «Семенд-и Бахри» («Огненный дракон», в гексагонах 3418-3317) кажется обреченным, при таких повреждениях парусов он просто обязан стать легкой добычей русских кораблей. Но! Так как мы доиграли до последнего хода сценария, значит наступила ночь, и экипаж корабля ожидают «увлекательные приключения» в его «квесте» по достижению безопасной гавани.
- Остальные турецкие корабли, «Родос» (4217-4116) и корабль командира турецкого арьергарда Али-бея «Хысн-и бахри» («Сильный», 3821-3720), предположительно не должны испытать особых трудностей на пути к воссоединению с главными силами своего флота. В игре Blue Cross, White Ensign турки наслаждаются очень важным бонусом в движении. Из-за того, что дно турецких кораблей обшивалось медными листами, турки могут перед началом движения каждого корабля объявить о том, что прибавляют единицу к его характеристике движения. В играх этой серии потенциал движения определяется в начале хода каждого корабля, а главными факторами которые его определяют являются положение относительно ветра и число повреждений в парусном вооружении. Как видите, для удобства на каждом маркере повреждений такелажа, нанесен и штраф в очках движения.
Я с огромным удовольствием описывал для вас эту фотографию, воскрешая в своей памяти события вчерашней партии. Спасибо за то, что дочитали до этого места. Играть в военные игры ужасно интересно, весело и поучительно.
P.S. Всячески рекомендую этот сценарий как еще один вариант для изучения правил игры (наряду с рекомендуемым автором Афонским сражением), если условия позволяют вам расстелить две стандартные варгеймерские карты размером 22 на 34 дюйма.
P.P.S. Огромное спасибо моему давнему другу, Ане Мемиш (Красовой), которая с радостью ухватилась за возможность помочь мне в транскрибировании и переводе названий турецких кораблей.
Страница игры Blue Cross, White Ensign на сайте нашего магазина:
http://prowargames.ru/games/blue_cross.php