Arquebus: Чериньола 1503.
Пару дней назад я в очередной раз отыграл битву при Чериньоле — раз эдак в пятый. Я всё время пытаюсь затащить новых игроков в исторические варгеймы, а Чериньола самое маленькое и простое сражение из всех, что есть в коробке Arquebus. К сожалению, я забыл сфотографировать ход игры и собирался этим вечером просто разложить фишки по памяти… но потом решил, что нужно уже постигать искусство настоящий Grognards — соло-игры.
1. Коротко о том, что было на самом деле. С шутками и слезами.
В реальной истории, битва при Чериньоле практически положила конец планам Людовика XII на Вторую Итальянскую войну. Точнее, захватил-то он Неаполь и Милан без каких-либо серьёзных проблем, вместе со своим союзником Фердинардом II Арагонским — более или менее значимые трудности французскому королю доставил разве что Лодовико Моро. Этот крайне успешный итальянский деятель, из знаменитого рода Сфорца, очень много сделал для процветания родного Милана, как в культурном, так и в экономическом плане. Разумеется, такой образованный человек хорошо кончить не мог — после того как Людовик XII захватил Милан, герцога выдали на руки французам собственные наёмники швейцарцы, и тот окончил жизнь в темнице.
На вопрос: «А почему Италия была такой богатой», я своему оппоненту ответил честно, но, возможно, грубо. «Потому что моря у них было много, а дураков мало. В море они ходили, а дураков до денег не допускали. Ситуация обратно пропорциональная той, что была во Франции. К тому же, потрясающий южный климат, позволил половине страны не умирать раз в пятилетку от голода. Ситуация, опять же, обратно пропорциональная той, что была во Франции».
После победы в Милане, Людовик XII и Фердинанд II захватили Неаполь, однако король Сицилии и Арагона не захотел делиться. Он объявил себя правителем Неаполя, решив что с Людовика хватит и Милана. Разумеется французский король был иного мнения. Испанцы укрепились близ города Чериньола, вырыв траншею и оборонительный вал, за которым и укрылись аркебузиры, вместе с наёмниками-ландснехтами и испанскими родельерос. Небольшая группа тяжёлой кавалерии и хинетов располагалась за пехотой, готовая к контратаке. Возглавлял это войско Гонсало де Кордова, уже проигрывавший французам в сражении при Семинаре 1495, и вынесший из этого поражения свои уроки.
В отличие от него, французов жизнь так и не научила сначала проводить разведку, а потом уже устраивать бравый кавалерийский наскок тяжёлой кавалерией.
С французской стороны выступал Герцог Немурский, который со своим войском подошёл к Чериньоле уже ближе к вечеру. Сам герцог хотел дождаться утра, чтобы атаковать, но его окружение — в частности Ив де Турзель, барон д’Алегр, настояли на сиюминутной атаке. Несмотря на сумерки, несмотря на усталость войск, несмотря на то что пушки (по Бергу (автору игры и всей серии Man of Iron), русскоязычный источники говорят что пушки у французов были, просто погоды не сделали) остались где-то за пару миль от места сражения. Если французы во что-то и верят, то в натиск тяжёлой конницы.
Разумеется, Немурский не видел укреплений, сначала из-за темноты, а потом и из-за порохового дыма — рыцарей встретил шквал выстрелов. В наступившем хаосе, разве что швейцарские наёмники показали себя достойно, продолжив организованно наступать на укрепления испанцев. Немурского убивают из аркебузы, и Кордова командует контр-атаку — его собственная кавалерия и хинеты сминают оставшихся французов.
Ей Богу, больше чем истории про то, как французы чаржат вопреки всему, я люблю только истории о том, как солдаты и наёмники грабят обозы посреди боя.
Из интересного, можно также отметить тот факт, что в самом начале сражения у испанцев взорвался пороховой склад. Но произошло это где-то в тылу, и серьёзного влияния на битву не оказало.
2. Специальная олимпиада для одного.
А теперь о том, как проходил бой в моей соло-партии. Сначала нужно рассказать о четырёх очень важных правилах — одном общем, и трёх специальных для этого сценария.
Во-первых, швейцарские пикинёры по Бергу имеют замечательную привычку отказываться от наступления, а то и вовсе собирать манатки и покидать поле боя. Не то чтобы это было далеко от истины, но бросать 6- в каждую фазу шока, это конечно чересчур. Спасибо на том, что бросок модифицируется характеристикой Shock Defence DRM самого юнита. SDDRM, это, прости Господи, Модификатор к броску кубика к защите в Фазу Шока.
Однако, как я уже писал, отряды подошедшие к Чериньоле уставшие после долгого марша, и высокими характеристиками не блещут.
Во-вторых, это правила по укреплениям. Каждый раз, когда французский отряд касается гекса со рвом, он обязан остановиться и в эту активацию уже не может атаковать в ближнем бою. Стрелять, впрочем, может. Но даже когда он дождётся своей новой активации, перед броском атаки (если атакует гекс со рвом и валом), каждый такой юнит должен пройти ещё одну проверку или потерять строй. Правильнее конечно писать перед броском Шока, но я звучит этот так себе.
А да, пока французский юнит не коснётся гекса со рвом, каждую фазу активации испанцев, будет тикать таймер. На 12-ти французский игрок проиграет. Однако и после того, как французы засалят земляной вал, испанцы смогут пасовать в начале своих активаций, и тогда таймер ещё раз делает «тик-так». На игру это, впрочем, ни разу не влияло, сколько я не пробовал этот сценарий.
В третьих, это взрыв пороха. Каждый раз, когда испанец активирует пехоту, есть шанс взрыва. На 6+, причём безо всяких модификаторов. Взрыв заставит потерять строй несколько юнитов, но серьёзно на игру не повлияет. Французы могут попытаться воспользоваться ситуаций и начать штурм сразу после взрыва, но это всё ещё рискованно.
И наконец, в-четвёртых, наш герой барон, д’Алегр, посоветовавший начать атаку не дожидаясь рассвета. Его рыцари и конные арбалетчики могут прийти в первую активацию французской кавалерии на 9+, во вторую на 8+ и так далее, вплоть до 0+.
Одной из важных особенностей Men of Iron является система Seizure. Восемь маркеров с разными бонусами — в основном с возможностью перехвата хода, но также и с бонусом к атаке, восстановлением бегущего отряда, удару по противнику и отменой чужого перехвата. Именно наличие этой отмены делает игру ещё более напряжённой. Однако, как реализовать этот майндгейм с seizure играя соло я не знал, поэтому решил тащить фишки за «виртуального» игрока рандомно.
Каждый раз, когда я хотел перехватить ход, тянул за врага три маркера. Если среди вытащенных был seizure negation, он и игрался. Остальные замешивались в колоду.
Каждый раз, когда я хотел продолжить ход и шансы были выше чем 2-, тянул за врага два маркера. Если там был шанс перехвата, я старался здраво оценить ситуацию и либо сохранить этот маркер на будущее, либо сыграть сейчас.
Каждый раз в начале активации врага, я тянул за него два маркера. Если выпадал единовременный эффект — восстановление, бонус к атаке или урон врагу, я играл его.
Когда у противника копилось три жетона — сыгранных или оставленных про запас, я переставал тянуть за него эти жетоны.
Начал я за французов стандартно — активировал кавалерию и направил её к мосту. Нужно было прорываться по флангу, хотя и там шансов было немного. Я ждал д’Алегра и его конных стрелков. Они хотя бы стреляли с модификатором -1, а не -2, как пехота.
Следом активировался испанец. Он начал подгонять артиллерию к укреплениям, чтобы начать расстреливать мою пехоту. Не самый плохой план, учитывая что противник знал — я собираюсь отсиживаться до прихода подкрепления. Успешно продолжив активацию, испанец активирует пехоту — чтобы отойти парой отрядов и позволить двум батареям занять своё место на бруствере. И в этот момент взрывается порох. И как раз близко к артиллерии. Поскольку та, вместо варианта disordered просто уходит из игры, испанцы лишаются одной из батарей пушек. Однако тот отряд ландснехтов, что хотел уступить место артиллерии, всё же отходит назад.
В дальнейшем, мне продолжит везти на броски кубика, из-за чего сражение выйдет ещё более захватывающим и непредсказуемым.
Ход переходит к французам, и мне в голову приходит достаточно глупая идея — если Бог даёт нам орущих и бегающих по укреплениям испанцев, нужно сделать из них лимонад. Но сначала я активирую кавалерию, подвожу её к мосту, снова проваливаю бросок на выход подкреплений. Зато успешно активирую пехоту.
Швейцарцы подходят ко рву, получают залп из аркебуз. Обижаются, стреляют со своими -3 (отряды потерявшие строй) и -2 по укреплениям, дающим сверху ещё -1. Разумеется, без какого-либо эффекта. Идти в атаку можно только в следующую активацию. Я пытаюсь продолжить второй активацией кавалерии, но испанец перехватывает ход.
Вновь первая активация в ходу у пехоты — терять-то уже нечего, а продолжать обстреливать подошедшие отряды нужно. Очередная стрельба, в этот раз, правда, менее успешная. Снова происходит смена хода, французы отступают, испанцы восстанавливают свои ряды, пропуская активацию пехотой. Равновесие восстановлено, сволочь д’Алегр явно развлекается со знойными неапольскими крестьянками, вместо того чтобы спешить на помощь герцогу Неморскому.
Ещё два хода я теряю в попытке докричаться до подкреплений. Испанцы в этот момент делают тролл-фейс, пасуют, подвигают маркер времени к нулю и перекатываются. Не знаю, как бы я себе чувствовал проиграв по времени самому себе.
Наконец, д’Алегр прибывает в блеске славы, расстёгнутом мундире и с соломой в волосах. Испанцы напрягаются, пушки стреляют, аркебузы стреляют со штрафом -4 (-2 за расстояние, и -2 за то что аркебуз в отрядах мало), скорее для солидности. Французская кавалерия вновь готовится решить исход боя и стягивается к мосту.
Я стягиваю силы к западному флангу, пешие и конные арбалетчики стреляют в небо, видимо заранее празднуя победу. Мои успехи на кубиках нельзя описать словами. Ход переходит к испанцам, кавалерия делает своё дело — одинокий отряд хинетов на востоке выходит во фланг французской армии, арбалетчики и хинеты на западе обстреливают жандармов, а рыцари под командованием самого Кордовы решают прогнать вражеских арбалетчиков, а затем навязать дуэль самому герцогу Немурскому. Не очень удачно. Болты и метательные копья летят в траву, а Кордова умудряется увязнуть в конных арбалетчиках — несмотря на конский (простите) бонус к попаданию по ним, и не менее конский (ещё раз, простите) бонус от лидера.
Вторая активация испанцев проходит успешно — активируется пехота. Я решаю, что время повторить реальную историю и перерубить проклятых французишек в фарш. Во-первых, конные арбалетчики действительно стреляют лучше пеших французов, пусть и требуют долгой перезарядки, а во вторых, я хотел не дать отрядам, уже потерявшим строй, восстановиться. Попытка была отчаянная, и даже, в чём-то успешная.
Ход переходит к французам, и жандармы решают поквитаться за гибель своих товарищей. Герцог Немурский объявляет натиск на зарвавшихся родельерос, отряд страдиотов должен добить выживших, ещё один отряд жандармов наступает через ров, чтобы уничтожить вражеских стрелков. Казалось бы исход боя предрешён, таблица чаржей такая, что негативных исходов ждать не приходится. Выбросить больше одного и родельерос потеряют строй, больше трёх — и с герцогом Немурским всё будет в порядке.
Казалось бы, что может пойти не так? А вот что.
В общем, французы снова отступают, в надежде на быструю перегруппировку. Между делом, рыцари застревают в родельерос, а французские мечники глотают достаточно свинца, чтобы начать бежать.
Испанцы всё же решаются перейти в контратаку. Казалось бы — прибить бегущих, это пять очков бегства, за рыцарей ещё по три, за Немурского снова пять. При удачном стечении обстоятельств, прогнать французов с 25 очками бегства не так сложно. Однако я, упиваясь потерями вражеской кавалерии, низкими характеристиками противников, всё же зря покидаю укрепления. Они дают слишком большое преимущество, и реальный Кардоба атаковал уже бегущих, потерявших строй французов. Как видите на фото, во время игры пехота Немура отступала вполне организованно. Хотя, ни разу до сих пор и не атаковала в ближнем бою.
А вот затем, мне как игроку за французов начинает неожиданно везти. Да, испанцы продавливают французов дальше, да, Кордоба заставляет один из рыцарских отрядов сбежать, но когда ход переходит к французской пехоте, те решают поквитаться по полной. Сначала гибнет бравый родельерос, уничтоживший два отряда конных арбалетчиков и нащёлкавший по носу самому Немору. Это целых пять очков бегства из пятнадцати. Испанцам вообще не стоит покидать укрепления в этом сценарии, я был слишком смелым, и поплатился за это.
Испанцы активируются, чешут швейцарцам броню своими пиками и мечами, стреляют с относительным успехом, и ход снова переходит к французам. Почти все швейцарцы удачно откидывают свой 6+ и идут в атаке, разумеется, перед этим ослабив противников огнём из арбалетов и аркебуз. Reaction fire испанцев, обычно вполне эффективный, в этот раз не может даже поцарапать швейцарцев. Хуже того — сам Кордоба оказывается под атакой двух отрядов французских мечников.
В итоге, всё заканчивается не очень хорошо для испанцев. Вот как завершается активация французской пехоты:
Испанцы в свою очередь пытаются сделать хоть что-то: организованно отступить, активировать знамя, походить кавалерией. Получается только со знаменем. Два отряда пехоты в тылу из «Бегущих» становятся «Потерявшими строй». Следом знамя активирует француз — чтобы восстановить жандармов и швейцарцев. После чего я успешно активирую кавалерию, и восстанавливаю оба выживших отряда жандармов, готовя очередной натиск. Но каким-то чудом, мне удаётся ещё и пехоту активировать — и это собственно приводит испанцев к поражению.
3. Победитель вчерашних битв.
Я играл в этот сценарий пять раз, и всё время искал оптимальную тактику за французов. Да, дождаться д’Алегра и не лезть на стену было хорошей идеей, но если бы я не был так горяч, управляя испанцами, и просто пропускал бы ходы — победы можно было бы и не ждать. Тем более, с такими прекрасными бросками на выход подкрепления.
Бить туда, где взорвётся порох в целом логично, но укрепления действительно монструозные, а характеристики у французской пехоты не самые лучшие. Возможно комбинированный удар с двух сторон — кавалерией через ров и поля, а пехотой на укрепления могут сделать своё дело. Но боюсь французы больше потеряют, чем приобретут.
Может в следующий раз, я буду использовать более «честный», альтернативный сценарий. Где д’Алегру настучали по голове, а Немур дождался пушек, остальную кавалерию и устроил настоящую осаду. Однако и базовый, историчный вариант сценария, мне всё равно очень нравится. Он прекрасно демонстрирует и преимущество подготовки, и силу нового оружия — аркебуз, и то что французы любят устраивать кавалерийский натиск тогда, когда этого не требуется.
Надеюсь вам понравился этот отчёт, пишите свой фидбек, я с радостью выслушаю его и постараюсь учесть.