Неоправданный триумф
Плачьте, Грации, со мною,
С поколением людей,
Одаренных красотою:
Умер бедный воробей
Милой девушки моей.
Гай Валерий Катулл
Рад вас видеть снова, дорогие друзья! К сожалению, садиться за очередную партию так же часто как прежде у меня не получается, но тем ценнее становится каждое новое сыгранное сражение. А сегодня, представленная перед вами битва будет вдвойне особенной, так как это завершающий сценарий из модуля «Barbarian» для игры «SPQR». Не мытьем так катаньем я наконец осилил этот не самый толстый буклетик, и впереди у меня лежит еще неигранная коробка полного издания игры.
Итак, сегодня у нас сражение при Кремоне. 200 г. до Рождества Христова. Закончена Вторая Пуническая война. Римляне празднуют триумф и уже становятся важнейшей силой в Средиземноморье. Но вот галлы этого особенно не хотят понимать, и потому все еще норовят спуститься с альпийских предгорий в поисках наживы в североиталийских колониях Рима.
К тому же если среди вашей кельтской братии оказывается недобитый карфагенский генерал с большим опытом командования, то тут сам галльский бог велел наведаться к римлянам в гости.
Вот так, объединенная галльская армия нескольких племен под предводительством Гамилькара опустошила колонию Плаценция, а затем двинулась к городу Кремона, который не смогла взять штурмом и приступила к осаде. В это время претор провинции Фурий Пурпурион, ветеран Пунической войны, направил срочное донесение в Рим о вторжении варваров. Консульское войско оперативно выдвинулось в регион, а сам консул Гай Аврелий Котта отстал от основных сил. Поэтому командование на себя принял Пурпурион. Быстрым маршем римляне подошли к осажденной Кремоне, но атаковать галлов с наскоку не стали, тем самым дав им укрепиться в полевых лагерях.
Растянутые порядки легионов компенсируются достаточно большими возможностями для активации Пурпурионом самых разных отрядов в независимости от их принадлежности к типу войск, к тому же в сценарии отключена пресловутая доктрина использования триариев и они с самого начала боя могут действовать в атаке.
В этот момент боя Фортуна еще не склонилась ни в одну сторону. И у римлян и у галлов примерно равное количество потерь. Но как говорится, где бессильны боги, там помогут сценаристы, которые с легкой руки дали фору в 20 очков бегства римскому войску, и потому галлам очень сложно будет наверстать это преимущество.
Пурпурион одерживает вверх, но при условии, что бой надо было продолжать еще очков на тридцать , ситуация могла бы несколько измениться. Совершенно нетронутый арьергард кельтов, и вполне боеспособные отряды Гамилькара в римском тылу создают заметную угрозу для римлян.
Я бы на месте Пурпуриона продолжил бы атаку дальше и дошел бы до арьергарда, пытаясь и с ним разделаться наскоком, оставив легкие отряды велитов прикрывать свой тыл от Гамилькара. А как бы поступили бы вы? Пишите в комментариях)
А теперь давайте подведем некоторые общие итоги этой битвы и модуля в целом.
Прежде всего про сценарий. Сражение под Кремоной одно из самых интересных в модуле, прежде всего из-за шаткого положения обоих войск и простора для активации для игрока за римлян. Римский легион здесь предстает не как четко организованная военная машина, а как отряды профессиональных бойцов с высокими тактическими возможностями и выносливостью. К тому же, это один из немногих сценариев в модуле, где галлы действительно могут не хило надавать по римским шлемам. Советую его всем, и даже для ознакомления с модулем в целом.
Теперь пару слов о самом дополнении. Авторы «Barbarian» явно придерживались двух целей, первая, конечно, рассказать о том периоде, когда римское войско еще вполне себе могло получить на похлебку не только от своих местных латинских соседей, но и от голозадых лесных жителей, при чем на своей территории. А вторая цель сделать это как можно интереснее, чтобы игрок просто не соскучился в череде однотипных сражений стенка на стенку.
И это, я думаю, удалось создателям модуля не меньше. Собственно таких классических сражений здесь два из пяти. Это Тиферн, где мы только учимся использовать манипулярную тактику легиона против самнитов, и Сентин, но даже в нем авторы заложили такую фичу, как триумфальное приношение в жертву Публия Деция Муса, которое при правильном применении становится просто бомбой для галлов. К тому же несколько сценариев из модуля, а именно Теламон и тот же Сентин можно разыграть на троих или четверых человек, без проблем для геймплея.
«Barbarian» — это классное дополнение, которое не выглядит, как бесполезный придаток, это настоящий геймерский опыт, раскрывающий армию Республики с другой стороны. Спасибо вам за прочтение, и до скорых встреч!